Во время Великой Отечественной войны Советский Союз получил по ленд-лизу 49 250 американских джипов.
Давно замечено, что перед войной рождается больше мальчиков — будущих солдат. Простое и надежное многоцелевое транспортное средство, названное впоследствии джипом, тоже могло появиться только в преддверии или в ходе войны. 
На этот раз это была наша машина: маленький, тесный, как колыбель, “виллис” с открытым верхом. 
Л. Пантелеев. “Первый подвиг” 
Невозможно себе представить фильм о Второй мировой войне без юркого открытого автомобиля с запоминающейся облицовкой радиатора в виде вертикальных прорезей (на первых образцах — металлических ребер). Звали и до сих пор зовут у нас эти маневренные вездеходы “Виллисами”, несмотря на то что почти половина этих машин были “Фордами”, а небольшая часть и “Бэнтамами”. 
Схожесть всех американских джипов военных лет объясняется тем, что в ходе конкурса по созданию компактного полноприводного автомобиля, объявленного в 1940 году командованием американской армии, в котором приняли участие фирмы Willys-Overland с прототипом Quad, American Bantam Car Co’s с Blitz Buggy и Ford Motor Company со своим GP, победу одержала Willys-Overland. Ее последнюю разработку (с небольшими поправками, заимствованными у Ford и Bantam), которая отличалась простотой конструкции, надежностью и ремонтопригодностью, что очень важно в полевых условиях, и было решено взять в качестве эталонной. 
В июле 1941 года Willys-Overland выиграла контракт на поставку американской армии 16 000 джипов. Через несколько месяцев, чтобы увеличить объем производства столь необходимой военной продукции, армейское командование подключило к сборке автомобиля фирмы Willys-Overland еще и Ford Motor Company. Кстати, на то, что фордовский внедорожник был почти копией “Виллиса”, указывает и его более поздний индекс GPW — General Purpose Willys. 
По иронии судьбы ставшее нарицательным имя “джип” компактные армейские вездеходы получили не от “Виллисов”, а от “Фордов” — от аббревиатуры GP, которая расшифровывалась как General Purpose — “общего назначения”. Правда, есть мнение, что своим названием они обязаны Eugene the Jeep — популярному газетному карикатурному персонажу. 
Война сразу же внесла свои коррективы в профессию автомобиля, который задумывался всего лишь как надежное и неприхотливое транспортное средство для передачи приказов в частях американской армии. Willys MB благодаря 60-сильному двигателю, отключаемому полному приводу, 16-дюймовым колесам с “военным” (military) профилем и большому дорожному просвету мог не только быстро доставить по пересеченной местности на передовую четырех человек (в нашей армии — штабистов, в американской — еще и обычную пехоту), но и эвакуировать раненых, а также подвозить снаряды и мины и при необходимости буксировать минометы и артиллерийские орудия. 
Этот небольшой автомобиль мог преодолевать полуметровый брод, а со специальным оборудованием — глубиной до 1,4 м! Правда, в течение всего восьми минут, но этого времени было вполне достаточно, чтобы пересечь горный ручей или небольшую реку. Конструкторы подумали даже о том, как избавляться от накопившейся в коробчатом кузове воды, предусмотрев в днище машины сливную пробку, а для того, чтобы застрявший джип было легче выталкивать силами экипажа из грязи, на его бортах были приделаны ручки. Ну а если автомобиль застревал основательно, экипаж мог воспользоваться лопатой и топором — этот инструмент, прикрепленный к левому борту, всегда был под рукой. 
Во время Второй мировой войны Willys-Overland и Ford Motor Company выпустили более 600 тысяч джипов. Лишь малая часть этих автомобилей осталось на родине, в США, основная же масса была отправлена на различные театры военных действий, главным образом европейские. Больше всего джипов по ленд-лизу получила Великобритания — 104 430 шт., СССР — вдвое меньше, но тоже огромное количество (49 250 шт.), Франция — 9736 шт., Китай — 6944 шт. 
После Второй мировой войны Willys MB выпускался по лицензии в нескольких странах. Во Франции — под маркой Hotchkiss (“Готчкисс”), в Испании — Ebro (“Эбро”), в Индии — Mahindra (“Махиндра”). Его сборка была налажена даже в поверженной Японии. 
Производство джипов во время Второй мировой войны 
 |  Марка  |  Годы выпуска |  Количество, шт.  | 
 |  Willys MА  |  1940-1941 |   1500  | 
 |  Ford GP |   1940-1941 |   3650  | 
 |  Bantam 40 BRC |   1940-1941 |   2675  | 
 |  Willys MB  |  1941-1945  |  361 349  | 
 |  Ford GPW  |  1942-1945 |   277 896  | 
Технические характеристики 
 | Кузов  |  Открытый, установлен на лонжеронной раме  | 
 | Длина/ширина/высота (по рулю)  |  3,37/1,56/1,32 м  | 
 | Колесная база |   2,04 м  | 
 | Колея |   1,24 м  | 
 | Дорожный просвет |   0,22 м  | 
 | Радиус поворота |   5,3 м  | 
 | Снаряженная масса |   1054 кг  | 
 | Полезная нагрузка  |  360 кг  | 
 | Допустимая масса буксируемого прицепа |   450 кг  | 
 | Число мест  |  4  | 
 | Двигатель  |  441 или 442 "Go Devil", карбюраторный, с жидкостным охлаждением  | 
 | Расположение  |  Спереди, продольно  | 
 | Число и расположение цилиндров |   4, в ряд  | 
 | Рабочий объем |   2199 куб. см  | 
 | Диаметр цилиндра/ход поршня  |  79,375/111,125 мм  | 
 | Степень сжатия |   6,48  | 
 | Макс. мощность  |  60 л. с. (при 4000 об/мин)  | 
 | Макс. крутящий момент  |  14,5 кгс*м (при 1800 об/мин)  | 
 | Коробка передач |   Warner T34J, механическая, 3-ступенчатая  | 
 | Привод |   На задние колеса (полный - при подключении переднего моста)  | 
 | Тормоза  |  Барабанные  | 
 | Шины  |  6,00-16  | 
 | Макс. скорость |   105 км/ч  | 
 | Емкость топливного бака  |  56,8 л  | 
Александр ЕЛЬЧИЩЕВ, "Биржа плюс Авто"